События в Монголии (II)
![]() |
В последнее время политические кризисы в Монголии не редкость. Монголы, уже почти двадцать лет живущие в обстановке то затихающей, то вновь разгорающейся политической борьбы, научились в этой борьбе неплохо разбираться. Были демонстрации, голодовки, но дело не доходило до кровопролития. Монголия – буддийская страна, а монголы – люди мирные и рассудительные. То, что произошло в июле 2008 г., – особая страница в новейшей истории страны и страница черная.У специалистов не вызывает сомнения, что за драматическими событиями начала июля в Улан-Баторе стоят интересы большого бизнеса. В отношениях двух ведущих монгольских политических партий – МНРП и ДПМ – присутствует конфликт интересов в сфере распоряжения природными богатствами страны. Монголия входит в первую десятку государств мира по запасам полезных ископаемых – это медь, уран (1/4 мировых запасов), золото, уголь. Страна является крайне привлекательной для западных инвесторов, которые готовы вкладывать капитал в добывающие отрасли экономики.
Большой интерес проявляют к Монголии и США, и Китай, и в последнее время – Россия.
Соответственно от того, какая партия будет у власти до следующих выборов, напрямую зависят возможности, которые открываются здесь для тех или иных иностранных государств. Демократическая партия Монголии ориентирована на Запад, и ее проигрыш на выборах может серьезно ослабить позиции западных корпораций в борьбе за контроль над монгольскими полезными ископаемыми.
На этом фоне камнем преткновения стал Закон о полезных ископаемых, поправки в который в силу различных причин не успел принять Великий Государственный Хурал прежнего созыва. В настоящее время закон позволяет правительству контролировать 50% добываемых полезных ископаемых, если они разведаны с помощью государства. МНРП предлагает довести эту долю до 51%, то есть иметь контрольный пакет, а оппозиция выступает за то, чтобы соглашения с иностранными инвесторами заключали частные компании.
И еще одна немаловажная причина беспорядков – внутриэкономические факторы, прежде всего, высокий уровень безработицы и растущее имущественное расслоение общества. Не случайно основную массу участников беспорядков составляли молодые люди, не имеющие работы. Несмотря на высокий уровень безработицы в столице (ее население составляет 40% от всего населения Монголии), в Улан-Батор каждый день приезжают в поисках работы несколько десятков, а то и сотен человек из сельской местности.
***
После распада СССР в течение почти 10 лет отношения между Россией и Монголией находились в состоянии стагнации; их полноценное восстановление началось лишь в 2000 г. Несмотря на некоторые проблемы, прежде всего в экономической сфере, две страны по-прежнему стремятся поддерживать добрососедские отношения, которые развиваются ныне на основе стратегического партнерства.
В Монголии работают несколько крупных российско-монгольских СП, в том числе ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и Улан-Баторская железная дорога, на долю которых приходится почти 30% ВВП страны. В последнее время отношения между Россией и Монголией заметно активизировались. В мае 2008 г. президент Н. Энхбаяр встретился с президентом России Д. Медведевым, в апреле премьер С. Баяр встречался с В. Путиным; в марте МНРП подписала соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией». Стороны обозначили основные направления сотрудничества, в том числе по совместному освоению и использованию энергетических ресурсов Монголии (включая уран и уголь), по обеспечению продовольственной безопасности Монголии (зерно), по обеспечению Монголии топливом (нефть и горючее) и др.
МНРП, включая нынешнее руководство Монголии во главе с премьером С. Баяром, традиционно ориентирована на тесное экономическое сотрудничество с Россией. У России и Монголии есть заинтересованность друг в друге, их многое связывает в прошлом и у них вполне благоприятные перспективы на будущее. Это создает новые возможности для российских компаний, которые именно поэтому предстают для Запада нежелательными конкурентами.
Было бы, однако, упрощением рассматривать МНРП как всецело пророссийскую политическую силу. Партия официально придерживается принципа равноудаленности от ведущих держав, выступает за паритетный доступ иностранных корпораций к ресурсам Монголии.
Сильны в Монголии и позиции КНР, прежде всего в экономической сфере. Внутри победившей на выборах МНРП существует внушительное прокитайское крыло.
Результаты выборов 29 июня и последующее обострение обстановки в Улан-Баторе четко показали, что Запад весьма заинтересован в Монголии как ключевой стране Северо-Восточной Азии и попытается сделать все, чтобы помешать наметившемуся сближению России и Монголии.
С 1990-х годов большую работу по вовлечению Монголии в орбиту своих интересов проводят США. И, надо признаться, это им удается. То, что в последние годы Россия предприняла ряд мер по возвращению Монголии в сферу своих интересов, не осталось незамеченным в Вашингтоне и вызвало соответствующую реакцию. Итоги выборов в Великий Государственный Хурал (победа МНРП) явно ущемляют экономические и военные интересы США в Монголии и в Северо-Восточной Азии в целом.
Средства массовой информации поспешили «окрасить» события в Монголии в оранжевый цвет. В сообщениях из Улан-Батора говорилось о «кашемировой революции», «революций юрт», «кумысной революции». И все же для подтверждения гипотезы об очередной – монгольской – «цветной революции» (некоторые ее формальные признаки действительно налицо) потребуются дополнительные данные. Пока что выступления 1 июля предстают скорее, как хорошо, организованные погромы с участием большого количества хулиганов и мародеров, без явно обозначенных политических целей.
* * *
3 июля Председатель Центризбиркома Монголии Б. Баттулга в прямом эфире государственного телеканала огласил уточненные итоги выборов кандидатов в Великий государственный хурал. 48 мест (из 76-ти) в парламенте получит МНРП, 25 мест – Демократическая партия, по одному – кандидаты от «Гражданской коалиции» и от партии «Гражданская воля», еще одно место займет независимый кандидат.
К настоящему моменту ситуация в Улан-Баторе стабилизировалась, чрезвычайное положение в Монголии отменено. Военная техника ушла с улиц столицы, признаков волнений нет. Однако оппозиция обещает возобновить акции протеста после отмены чрезвычайного положения.
Несколько дней лета 2008 года в Монголии если не потрясли, то сильно удивили мир. Рискну предположить, что оппозиция своими действиями себя скомпрометировала. Участниками беспорядков уничтожены значительные материальные и художественные ценности. Люди могут не простить Демократической партии, что ее лидеры были заодно с бесчинствующей толпой. Борьба за демократию с помощью камней и бутылок с зажигательной смесью – не способ ведения политического спора. Ответственность за это многие в Монголии возлагают на лидера демократов Ц. Элбэгдоржа. Если выяснится, что заявления Ц. Элбэгдоржа о фальсификации итогов выборов не имели оснований, считают обозреватели, ему придется уйти в отставку с поста лидера оппозиционной партии.
Вечером 5 июля премьер-министр С. Баяр сообщил средствам массовой информации, что политические партии, получившие места в парламенте Монголии, проведя в тот же день консультации по поводу состоявшихся выборов и имевших место беспорядков, намерены урегулировать все спорные вопросы в соответствии с законом. С. Баяр как председатель МНРП подтвердил, что его партия не возражает против повторного подсчета голосов в ряде избирательных участков. Он также не исключил возможности проведения повторных выборов в соответствии с требованием некоторых политических партий, при условии создания для этого соответствующей правовой основы.
Во время теледебатов, состоявшихся за три дня до выборов, С. Баяр и Ц. Элбэгдорж были едины во мнении, что Монголия подошла к историческому рубежу – стоит перед возможностью совершить скачок в своем развитии. События начала июля серьезно осложнили эту возможность, но она не утрачена, и, надо надеяться, монголы еще сумеют ею воспользоваться.
_______________________
Елена БОЙКОВА – старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
|
|
Tweet | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |